.png)
Конференция «Большой стиль» является частью Национальной литературной премии «Слово», которая проводится при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Учредители премии – Российский книжный союз и Союз писателей России.
Национальная премия «Слово» является единственной литературной премией в России, в рамках которой проводится масштабное обсуждение тенденций современного литературного процесса. «Конференция станет началом общественной дискуссии о тенденциях, путях развития литературного процесса», – заявил сопредседатель Попечительского совета Премии Сергей Степашин.
О задачах Конференции рассказал один из экспертов – кандидат филологических наук, доцент РУДН Анна Владимировна Жучкова.
5–8 сентября 2024 года состоится Всероссийская конференция критиков и литературоведов «Большой стиль», посвященная вопросам самоопределения современной русской литературы и перспективам ее развития.
А важна ли сегодня литература? Не вытеснит ли ее цифровой мир?
Важна и не вытеснит. Литература – производная языка. Через литературу язык проявляет себя, развивается и закрепляется. Так что пока есть человек, будет и язык, и литература. Причем литература национальная. Даже философия выражает себя в национальной форме, учил Ж. Деррида, тем более литература. Это «как бы вид, род универсального дискурса, который «воплощен» репрезентован, локализован, но не ограничен частностью отдельной нации». Только обретя субъектность, литература становится частью универсального дискурса.
А мы эту субъектность в постсоветское время почти потеряли.
И если снова хотим живую литературу, нужна яркая и живая критика. Свободная критика легко разрушает колониальную систему управления литературой (выстроенную через премии, тренды, издательство-монополист), поэтому последние годы нам и твердили: «критики у нас нет», поэтому и подменяли литературных критиков агентами книжных продаж.
Критика – кровь литературного организма, соединяющая читателей, писателей, издателей, академию… Критик одновременно ученый, эксперт и популяризатор: он изучает литературу как систему систем, дает экспертную оценку современным текстам и рассказывает об итогах читателям, причем в образной и энергичной форме, ибо критика – занятие такое же творческое, как поэзия или проза (ближе к поэзии).
Какие же цели ставит конференция критиков?
1. «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке…». Ввиду выдавливания свободной критики из культурного пространства, авторы-критики в последние десятилетия выживали по одиночке. Пришло время встретиться и осознать профессиональную общность – при разнице эстетических взглядов.
2. «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Русская литература XIX века была великой благодаря институту критики. Так что и нам нужна литературная дискуссия, нужны журналы с разными эстетическими позициями. А для начала хотя бы один (!) журнал критики. С обширным рецензионным отделом (который объединит рецензентов различных сайтов), с аналитическим и публицистическим отделами – обзоры, интервью, проблемные статьи, эссе. И нам нужна школа критики. Не разрозненные критические семинары, а Лицей с курсами по истории и теории литературы, истории критики, философии, методам анализа.
3. «Куда ж нам плыть?...». Последней влиятельной школой русской литературной теории была структурно-семиотическая, опиравшаяся на формалистов и сближавшаяся с (пост)структуралистами. А что происходило после 1980-х годов? Постмодернизм, «глобальный американский стиль», по словам Ф. Джеймисона, выражавший «американское военное и экономическое господство во всем мире», модифицировал наш литпроцесс, но глубинного влияния на русскую литературу не оказал. Тогда какая у нас сегодня эстетика на дворе?
Итак, работы – поле непаханое. «Зато хорошо отдохнувшее под паром», – пошутил Михаил Хлебников. Действительно. И это поле нас ждет.
Подробная информация об открытых мероприятиях Конференции на сайте Союза писателей России.
Вход на круглые столы и дискуссии Конференции свободный по предварительной регистрации (до 2 сентября включительно).

