.png)
Готфрид Эфраим Лессинг родился 22 января 1729 года в городке Каменец, в Саксонии, в семье пастора.
В 1746 году поступил в Лейпцигский университет. В 1748 переехал в Берлин, где познакомился с видными деятелями Просвещения – философом Мозесом Мендельсоном и издателем Кристофом Фридрихом Николаи.
Напомним, что европейское Просвещение видело своей целью распространение научного знания, политических свобод, прогресса, а также избавление от предрассудков и суеверий.
Лессинг печатался в издаваемых Николаи журналах, писал о развитии национальной немецкой литературы. Одна из главных идей, изложенных в «Письмах о новейшей литературе» (1759–1765), заключается в том, что нужно отойти от канонов французского классицизма и сделать выбор в пользу Шекспира, гения, истинного трагического поэта, знатока человеческой души.
В 1766 году написал трактат «Лаокоон, или О границах поэзии и живописи», который признан одним из значительнейших трудов по эстетике эпохи Просвещения, посвящённый проблеме определения границ между живописью и поэзией. В этом программном труде Лессинг опровергает идеи И.И. Винкельмана, главного исследователя античного искусства, автора «Истории искусства древности» (1764).
В 1767 году Лессинг переехал из Пруссии в Гамбург, участвовал в создании национального немецкого театра, который просуществовал один год, но остался в истории, в том числе благодаря участию Лессинга. Деятельность театра он освещал в очерках, написав их более ста.
Серия критических статей Лессинга «Гамбургская драматургия» (в двух томах, 1767–1769) посвящена принципам новой, неклассицистической драмы.
Образцом драматургических произведений в статьях послужили его собственные произведения – первая классическая немецкая комедия «Минна фон Барнхельм» (1767) и трагедия «Эмилия Галотти» (1772).
Лессинг считал, что для драмы важнее единства места и времени законченность действия и подлинность характеров. Именно характеры персонажей – сильная сторона драмы Лессинга.
Взгляды Лессинга на театр были во многом схожи с видением Дени Дидро, французского просветителя. Оба ценили жанр мещанской драмы, в центре которой жизнь обычных людей.
Служил библиотекарем при дворе герцога Брауншвейгского.
Автор драматической поэмы «Натан Мудрый» (1779), события которой разворачиваются в Иерусалиме XII века.
Философский трактат «Воспитание человеческого рода», содержащий 100 тезисов, был опубликован в 1780 году анонимно (иначе эта публикация в положении Лессинга была невозможна).
Автор басен в прозе: «Видение», «Обезьяна и лисица», «Волк и пастух», «Ворона и лисица», «Виноград», «Соловей и жаворонок» и других.
Интересно привести текст басни «Ворона и лисица», чтобы сравнить её содержание с известной одноимённой басней И.А. Крылова.
* В оформлении обложки использована работа Антона Графа «Портрет Готхольда Лессинга». 1771 г.
Г.Э. Лессинг, Ворона и лисица, басня
Ворона несла в когтях кусок отравленного мяса, которое рассерженный садовник подбросил для кошек своего соседа.
И только она уселась на старый дуб, чтобы съесть свою добычу, как подкралась лисица и воскликнула, обращаясь к ней:
– Слава тебе, о птица Юпитера!
– За кого ты меня принимаешь? – спросила ворона.
– За кого я тебя принимаю? – возразила лисица.
– Разве не ты тот благородный орел, что каждый день спускается с руки Зевса на этот дуб и приносит мне, бедной, еду? Почему ты притворствуешь? Иль я не вижу в победоносных когтях твоих вымоленное мной подаяние, которое мне твой повелитель все еще посылает с тобою?
Ворона была удивлена и искренно обрадована тем, что ее сочли за орла. «Незачем выводить лисицу из этого заблуждения», – подумала она.
И, преисполненная глупого великодушия, она бросила лисе свою добычу и гордо полетела прочь.
Лиса смеясь подхватила мясо и с злорадством съела его. Но скоро ее радость обратилась в болезненное ощущение; яд начал действовать, и она издохла.
Пусть бы и вам, проклятые лицемеры, в награду за ваши хвалы не добиться ничего, кроме яда.
Воспитание человеческой расы, трактат (фрагмент)
1
То, чем Образование является для Индивида, Откровение является для Расы.
2
Образование – это Откровение, приходящее к Отдельному Человеку; а Откровение – это Образование, которое пришло и все еще приходит к Человечеству.
3
Может ли быть какой-либо пользой для науки об обучении рассматривать Образование с этой точки зрения, я здесь не буду спрашивать; но в Теологии это, несомненно, может принести большую пользу и может устранить многие трудности, если Откровение воспринимается как Воспитатель Человечества.
4
Образование не дает Человеку ничего такого, чего он не мог бы извлечь из себя; оно дает ему то, что он мог бы извлечь из себя, только быстрее и легче. Точно так же и Откровение не дает человеческому роду ничего такого, чего человеческий разум, предоставленный самому себе, мог бы не достичь; только оно давало и все еще дает ему ранее самое важное из этих вещей.
5
И точно так же, как в Образовании, не безразлично, в каком порядке развиваются силы человека, поскольку оно не может передать человеку все сразу; так и Богу было необходимо поддерживать определенный порядок и определенную меру в Своем Откровении.
6
Даже если бы первый человек сразу получил представление о Едином Боге, все же было невозможно, чтобы это представление, переданное, а не полученное мыслью, долго сохранялось в своей ясности. Как только Человеческий Разум, предоставленный самому себе, начал разрабатывать его, он разделил одно Неизмеримое на множество Измеримых и дал примечание или знак знака каждой из этих частей.
7
Отсюда естественным образом возникли многобожие и идолопоклонство. И кто может сказать, сколько миллионов лет человеческий разум был бы сбит с толку этими ошибками, хотя во всех местах и во все времена были отдельные люди, которые признавали их ошибками, если бы Богу не было угодно дать ему лучшее направление посредством нового Импульса?
8
Но когда Он больше не мог и не хотел раскрываться каждому отдельному человеку, Он выбрал для Своего специального образования отдельный Народ; и это именно самый грубый и самый непослушный, чтобы начать с самого начала.
9
Это был еврейский народ, о котором мы ни в малейшей степени не знаем, какого рода Божественное Поклонение было у них в Египте. Ибо столь презираемой расе рабов не разрешалось участвовать в поклонении египтян; и Бог их отцов был им совершенно неизвестен.
10
Возможно, египтяне прямо запретили евреям иметь Бога или Богов, возможно, они навязали им веру в то, что у их презираемой расы нет Бога, нет Богов, что иметь Бога или Богов было прерогативой только высших египтян, и это, возможно, было сделано для того, чтобы иметь власть тиранить их с большей демонстрацией справедливости. Разве христиане даже сейчас намного лучше обращаются со своими рабами?
11
Этим грубым людям Бог велел сначала объявить о Себе просто как о «Боге их отцов», чтобы познакомить их и познакомить с идеей Бога, принадлежащего и им, и начать с доверия к Нему.

