.png)
«Шостаковичи и Стравинские» – музыкальное издательство и просветительский проект, реализуемый Союзом композиторов Евразии, направленный как на поддержку известных мастеров, классиков современной академической музыки, так и на открытие новых композиторских имён. Проект поддержали Президентский фонд культурных инициатив, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, Российская академия музыки имени Гнесиных, ведущие информационные агентства и порталы.
Композиторы Алина Небыкова, Алина Подзорова, София Круглова, Олег Иванов, Мария Генченкова, Андрей Батурин и главный куратор проекта Елена Ларионова
Главным идейным вдохновителем этого перспективного просветительского проекта и основателем издательства стала Алина Небыкова – композитор, продюсер, председатель Совета СКЕ. В своём интервью Алина поделилась историей своего замысла: «С каких-то пор идея создания издательства полного цикла, публикующего в цифровом и нотном форматах академическую музыку, не давала мне покоя. Выходя с консерваторских концертов, я ловила себя на мысли о том, как было бы здорово скачать только что услышанную музыку, чтобы можно было снова послушать её в наушниках или в машине. И я счастлива, что эту мою мечту удалось воплотить в жизнь. Теперь мы с руководством и с активистами Союза композиторов Евразии поставили перед собой задачу развивать в нашем обществе интерес к современной академической музыке и продвигать академическую музыку воспитанников отечественной музыкальной традиции, признанной не только в России, но и во всём мире. И, конечно, я безмерно рада, что данную идею поддержал Президентский фонд культурных инициатив».
Основатель издательства, руководитель проекта «Шостаковичи и Стравинские» Алина Небыкова
Концерты издательства «Шостаковичи и Стравинские» уникальны тем, что впервые в истории концертов академической музыки у слушателей появилась возможность сразу же добавить в свой плейлист понравившиеся новые произведения. Четвёртый камерный концерт-презентация издательства был посвящён фортепианному творчеству современных композиторов.
Программка с qr-кодами
Следует отметить, что и сегодня, на излёте первой четверти XXI века, фортепиано по-прежнему продолжает оставаться универсальным инструментом с уникальными возможностями как для композиторов, так и для исполнителей. Музыка второй половины ХХ – XXI столетий объединяет в себе множество совершенно отличных друг от друга стилевых направлений. Причём, эти различные стилевые направления нередко вступают между собой в активное взаимодействие. В итоге, ведущим художественно-выразительным приёмом современной (в частности, фортепианной) композиции становится полистилистика, нашедшая отражение во всех жанрах не только музыкального творчества, но и искусства в целом.
Данная тенденция активно способствует рождению совершенно новых сфер фортепианной образности, создаёт иные музыкальные языки и иные средства музыкальной выразительности, которые, в свою очередь, требуют кардинального пересмотра подходов к интерпретации фортепианных произведений, а также пополнения арсенала исполнительских приёмов. Об этом, в частности, неоднократно высказывался в своих интервью классик современной польской музыки Кшиштоф Пендерецкий, обращая внимание на то, что новые музыкальные концепции требуют от исполнителей новых технических навыков и приёмов звукоизвлечения.
Зрительный зал Галереи искусств Зураба Церетели
Концерт издательства «Шостаковичи и Стравинские» открыла «Элегия» Олега Иванова в исполнении автора – одна из пяти романтических пьес для фортепиано, написанных председателем песенной комиссии Союза московских композиторов, народным артистом России О. Ивановым. Элегию по праву можно назвать интернациональным жанром-долгожителем – литературным и музыкальным. Зародившись в Древней Греции, она прошла долгий путь эволюции длиной в два тысячелетия, не потеряв своей актуальности до настоящего времени. В русской культуре и в русской музыке, в том числе современной, этот жанр занимает особое место. С древнейших времён и до наших дней в сознании человека музыка, выражающая текучую сущность мира и изменяющееся пространственно-временное бытие, воспринимается как своеобразное отображение картины мира и в то же время как субстанция и способ ценностного взаимодействия человека с миром.
Композитор, Народный арстист России Олег Иванов
Каждому из участников концерта был вручён диплом от Союза композиторов Евразии. Награду Олегу Иванову вручил президент Союза – композитор Андрей Батурин.
Президент Союза композиторов Евразии Андрей Батурин вручает благодарность Олегу Иванову
Полифонический цикл в музыке ХХ – первой четверти XXI веков переживает своё возрождение. К жанру прелюдий и фуг обращаются многие современные композиторы, в том числе классики музыки ХХ века – Д. Шостакович, П. Хиндемит, Р. Щедрин… Заслуга же возрождения прелюдий и фуг на современном этапе принадлежит В.П. Задерацкому, создавшему в предвоенные годы (1937 – 1940) первый в отечественной музыке ХХ века полифонический цикл. Первым циклом, получившим широкое распространение в современной исполнительской практике, стал цикл «Ludus tonalis» П. Хиндемита (1944). Наряду с циклами прелюдий и фуг Д. Шостаковича (1951) и Р. Щедрина (1964, 1970), цикл П. Хиндемита принадлежит к вершинам полифонического искусства современности.
Сочинение Марии Андреевой («И приидет Судия…») прозвучало в исполнении автора – лауреата всероссийских и международных конкурсов, в том числе двукратного победителя IX и X Международного юношеского конкурса имени П.И. Чайковского в номинациях «скрипка» и «фортепиано» (что явилось уникальным случаем в истории конкурса) и победителя конкурса молодых композиторов «Дебют» в Москве в 2016 году.
«И приидет Судия…» по форме представляет собой прелюдию и четырёхголосную фугу, ядром которой является окончание темы григорианского хорала «Dies irae» («День гнева») в ракоходе. В результате, выразительные возможности фуги расширяются благодаря смелому переосмыслению тематического материала. Перевоплотившись в мелодию, напоминающую старинный русский напев, тема «Dies irae» обретает новый смысл, созвучный с последними словами из хорала: «И придёт Судия, который сурово всё рассудит». Таким образом, фуга выполняет своего рода роль «знамени, символа веры всего произведения», и звучит как философский итог цикла.
Пианистка, скрипачка и композитор Мария Андреева
Сюита для фортепиано «Эскизы летнего дня» Марии Генченковой в исполнении автора – лауреата и дипломанта всероссийских и международных конкурсов, члена Союза композиторов Евразии – представляет собой музыкально-импрессионистические зарисовки, навеянные сменяющимися картинами природы: «Краски утра», «Внезапный дождь», «Солнечные блики», «Гроза на море», «Парус… Колокола». Все части сюиты утончённо изысканны по звучанию и наполнены пульсирующей жизненной энергией. Каждая из частей как бы заново открывает поэтичный мир природы, наполненный свежими, чарующими красками. Последняя часть создана под впечатлением пейзажа, характерного для приморских поселений: с горы открывается вид на водные просторы – посреди них одна парусная лодка; слышны звуки колоколов прибрежной церкви.
Зрители концерта
Одним из важнейших направлений в творчестве современных композиторов является духовная музыка. Ренессанс идеалов и ценностей религии в XXI столетии связан с изменением концепции человека, ищущего свои духовные устои в религиозных учениях и практиках, приводит к мысли о том, что формирование целостной гармоничной личности невозможно без религиозно-нравственных ценностей. Жизнеспособность духовного пласта в русском искусстве, в том числе в современной академической музыке, определяется многовековым интересом к проблемам человеческой души, к христианской линии в русском национальном характере, к пониманию роли индивида в современном мире. Живая непрерывная связь времён отражена, в том числе, в преломлении церковных идеалов и ценностей в современной музыке. Среди широкого контента явлений в этой области следует выделить свободную композицию, претворяющую «знаки» духовных текстов в различных жанрово-концертных формах.
Домовая церковь Галереи искусств Зураба Церетели
Импровизация на текст старообрядческого духовного стиха «В духе Господи родился» Елизаветы Панченко (г. Санкт-Петербург) представляет синтез церковного и авторского «слова» композитора. Она прозвучала в исполнении лауреата международных конкурсов Софии Кругловой. Эта импровизация родилась у композитора в ходе работы над музыкой к иммерсивному спектаклю «Сеанс» (режиссёр Данил Ведерников), посвящённому истории русского спиритизма начала ХХ века. Одной из кульминаций спектакля стала сцена духовного стиха-радения в духе тех, что мы знаем по этнографическим описаниям русского старообрядчества. На подлинный текст духовного стиха-радения «В духе Господи родился» была создана авторская тема, ставшая лейтмотивом спектакля и самостоятельной пьесой для фортепиано. Ключевая идея текста стиха – торжество Божественной Правды, явленное в преодолении человеком своих страхов перед «злыми людьми» силой истинной веры.
В свете новой концепции мира в XXI веке, в которой Человек и Вселенная взаимоопределяемы и взаимообусловлены, религиозные идеи получают новое звучание в искусстве. Современная русская духовная музыка обнаруживает устойчивое эволюционное движение, характеризуемое широким спектром музыкально-выразительных средств, авторским прочтением богослужебных текстов и разнообразием стилевых решений.
Лауреат международных конкурсов София Круглова, исполнившая импровизацию Е. Панченко «В духе Господи родился», в свою очередь, продемонстрировала глубинное понимание авторского текста и смысловое раскрытие всех его пластов, богатые темброво-колористические краски фортепиано.
Нотные сборники «Шостаковичи и Стравинские»
В исполнении Софии Кругловой прозвучали также «Экспромт и адажио» для фортепиано Софьи Филяниной. Это небольшой цикл из двух пьес, написанный в 2018 году. Первая пьеса цикла («Экспромт») – полётная, звенящая, радостная. Вторая пьеса («Адажио») медленная, как бы оттеняющая первую: это своеобразное лирическое послесловие.
Композитор Софья Филянина
«Фрески» Алины Подзоровой – это пять пьес для фортепиано, сочинение, написанное в 2009 году. Как известно, в живописи фреска – известная техника стенных росписей, получившая широкое распространение в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения в Европе и в Древней Руси. В музыке под этим термином обычно подразумевается крупная, масштабная драматургия, композиторское мышления развёрнутыми пластами. В данном случае пять фортепианных пьес подобны короткометражным фильмам по насыщенности действия и череде музыкальных событий. Каждая из фресок имеет свой характерный колорит: в первой пьесе акцент сделан на пространственное звучание в огромном соборе, вторая – представляет своеобразное отражение древнерусской фрески в отзвуках знаменного распева, третья – «райское» шествие в невесомости в окружении звёздного неба, четвёртая – итальянская фреска с жанровым прообразом баркаролы, пятая – это фреска-скерцо. Ключевым для скерцо является феномен игры как философской категории. В исследованиях ХХ – XXI веков открываются новые аспекты игры как высшей формы духовной деятельности человечества, являющейся универсальным для всех времён и народов идеалом. В пьесе А. Подзоровой игровое начало скерцо выражается в обилии неожиданных поворотов в гармонии и мелосе. При этом особенно важна ритмическая активность, являющаяся непременным признаком любого скерцо.
«Фрески» Алины Подзоровой исполнил лауреат международных конкурсов, обладатель специального приза XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского Михаил Турпанов – достойный продолжатель традиций и яркий представитель русской фортепианной школы. Турпанов-интерпретатор наделён высокой культурой чувства. Отсюда – чувство меры в сверхэмоциональных подъёмах, и в кульминациях исполняемых произведений. Он никогда не пытается потрясти мощью звучания, громогласностью, но всегда впечатляет мощью внутренней экспрессии. В итоге, создаётся впечатление, что его трактовка исполняемых произведений – наиболее убедительная, чему способствуют и яркая пианистическая индивидуальность музыканта, и его утончённый вкус, и отличающий его исполнение «аромат» деталей, и подлинное артистическое вдохновение.
Пианист Михаил Турпанов
Произведение для фортепиано «Витраж» Софии Кругловой прозвучало в исполнении автора. Строки Константина Бальмонта («На бледно-лазурном стекле / Расписаны ярко узоры…») стали своеобразной «программой» и поэтическим эпиграфом к этой изящной и красочной композиции, напоминающей яркие цветные стёкла средневековых витражей. «Витраж» С. Кругловой состоит из нескольких частей, каждая из которых символизирует один из элементов витража – стекло, металлическую оправу и проникающий свет. На уровне формообразования «витражность» определяется как мозаичность, единство в многообразии, многогранность одной структуры, проявляющаяся в соотнесении сонорных и аккордовых комплексов с цветами спектра, и с материалом, фактурой, техникой гармонических и ритмических педалей. Феномен «витражного мышления», нашедший яркое воплощение в композиторском творчестве С. Кругловой, раскрывает общие синестетические качества музыкальной образности и может стать инструментом осмысления множества уникальных явлений современного музыкального искусства.
Пианистка и композитор София Круглова исполнила сочинения «И-Цзин» Игоря Старкова (г. Санкт-Петербург) и «Бабочки» Надежды Филатовой.
«И-Цзин» Игоря Старкова – пьеса-конструктор для фортепиано, имеющая свою программу: «Между Небом и Землёй находится Вопрошающий Человек. Древнекитайская гадательная Книга Перемен (И-Цзин) оперирует двумя типами линий – непрерывными (символизирующими мужское начало) и прерывистыми (символизирующими женское начало). И-Цзин представляет собой набор из 64-х гексаграмм – столбиков из шести линий, демонстрирующих определённый сегмент бытия». И-Цзин является одним из древнейших и самых почитаемых китайских текстов. Смысл этой книги в наше время во многом утерян. На самом же деле, Книга Перемен – это, прежде всего, эзотерический инструмент. Слово «эзотерический» следует понимать в данном случае в его первоначальном смысле – не как магию-мистику, а как то, что постигается «во внутреннем дворе» (эзо терон). Именно к этим глубинным смыслам древней книги и обращается в своём сочинении композитор Игорь Старков.
Своеобразной поэтической программой сочинения «Бабочки» Надежды Филатовой стали строки А. Фета («Ты прав. Одним воздушным очертаньем / Я так мила. / Весь бархат мой с его живым миганьем / Лишь два крыла…»). В различных культурах порхание бабочки наделено различными смыслами, простираясь от лёгкости бытия до возрождения души. Графические и ритмические особенности музыкальной ткани пьесы вызывают ассоциации с порхающей крыльями бабочкой, словно растворяющейся в своём полёте.
Композитор Надежда Филатова
«Прелюдию» Игоря Попова исполнил лауреат всероссийских и международных конкурсов Владимир Родин. Это сочинение-эксперимент: весь тематический материал рождается из первого мелодического квартового хода, попытка заглянуть в свой собственный внутренний мир и зафиксировать увиденное в звуках.
Пианист Владимир Родин
Заключительным, финальным аккордом концерта стало исполнение Сонаты-фантазии для фортепиано признанного классика современной музыки Александра Чайковского. Её исполнил лауреат всероссийских и международных конкурсов, обладатель специального приза фонда Эмиля Гилельса Владимир Родин. К его интерпретации в наибольшей степени подходит термин «концептуальность» исполнения, подразумевающая предельно чёткую выявленность художественного замысла сочинения, его «подтекстов» и ведущей образно-семантической идеи.
Соната-фантазия Александра Чайковского имеет подзаголовок «Флорентийский фантом». Это вторая редакция первого варианта произведения, написанного в конце 1980-х годов. Вторая редакция во многом отличается от первоначальной. По сути, это совершенно другая музыка, за исключением коды. Посвящена Соната-фантазия прекрасной итальянке по имени Тони, в доме которой, недалеко от Флоренции, была впервые исполнена эта музыка самим автором. А случилось это событие благодаря итальянским друзьям Александра Чайковского – Ингрид и Петеру Неби.
В музыке последней четверти ХХ – первой четверти XXI веков одним из источников музыкальных творческих решений становится интертекстуальность, напрямую связанная с полистилистикой. Решений, в которых происходят стилевой, жанровый, структурный диалоги в бесконечном смысловом поле, охватывающем тот или иной историко-культурный пласт. В Сонате-фантазии «Флорентийский фантом» Александра Чайковского, отдельные фрагменты которой содержат аллюзии с переинтонированными современным автором темами оперы «Пиковая дама» (как известно, написанной П. Чайковским именно во Флоренции), интертекстуальность актуализирует многомерные смысловые связи с оперным шедевром XIX века, трансформируя его и перенося в современный контекст, и таким образом создавая «собственную историю», определяемую особенностями музыкального языка XX – XXI веков.
Владимир Родин, Алина Небыкова, Мария Андреева
Хочется надеяться, что издательство «Шостаковичи и Стравинские» продолжит издание сочинений как признанных мастеров, так и молодых талантливых композиторов, а также вдохновлённый и организованный композитором Алиной Небыковой цикл просветительских концертных программ, открывающих слушателям новые сочинения современных композиторов разных поколений, вступающих между собой в своеобразный «музыкальный диалог».
Отрадно, что и в нынешнее время находятся настоящие энтузиасты своего дела, бережно сохраняющие лучшие традиции отечественной музыкальной культуры, и вовлекающие в свою орбиту как музыкантов-профессионалов, так и широкий круг поклонников современной академической музыки.

